Марина Цветаева: малоизвестные факты

«Гаджеты» Марины Цветаевой

Широко известна обращенность Марины Цветаевой к прошлому, пристрастие к архаичности во всем – от орфографии и заглавий своих книг до фасонов платьев. Ее любимое место в экипаже – «спиной к лошади», ее знаменитая формула – «живет в пещере, по старой вере».

Но остается в тени живой интерес Цветаевой к техническим достижениям своего времени. Она не любила автомобилей и боялась лифта, однако – на определенном этапе – страстно увлекалась шарманкой, граммофоном, стереоскопом... Что это, как не «гаджеты», которыми полна наша сегодняшняя жизнь?

О граммофоне Цветаева мечтала почти год, прежде чем осенью 1911 года он был приобретен. Надо думать, не самый роскошный. Не с серебряной трубой и не из красного дерева – такие модели стоили в тогдашней России под тысячу рублей. Жил он в доме долго, маленькая Аля запомнила вечерние прослушивания. Репертуар грамзаписей восстановить сейчас не представляется возможным. Похоже, что это были русские романсы и цыгане (Варю Панину и Анастасию Вяльцеву упоминает Аля).

Феодосия, май 1914 года. Цветаева пишет в дневнике: «Сегодня я в магазине Цвибака влюбилась в шарманку (вроде уличной! с ручкой!) и завтра ее куплю для Али и… для себя!!!» Первые впечатления после покупки: «Я восторженно приближалась и отодвигалась, желая всячески узнать ее звук – звук настоящей уличной шарманки. Нужно сказать, что некоторые пьесы не-вы-но-си-мы. (Гопак, “Ei, Uchnem” и др.) П<етр> Н<иколаевич> (Лампси. – Ред.) сначала улыбался т<а>к же восторженно, к<а>к я, вспоминал детство, аристоны, танцы, – всё ушедшее безвозвратно. К 12ой пьесе его улыбка утратила искренность, к 20ой – любезность. После 24ой – Гопака – он скромно произнес: “А не лучше ли нам теперь побеседовать?”»

Аристон – это старинная музыкальная шкатулка. У Марии Александровны Цветаевой, матери поэта, была такая – с медным валиком, с картонными трафаретами, на которых были записаны старинные мелодии танцев – менуэтов и гросфатеров. Маленькая Аля была третьим поколением их слушателей. А своей шарманке Цветаева уделяла много внимания: «Я лежала на ковре и заводила шарманку»; «“Шаманка гает”, – “Мама ручку вéтит”» – обычные записи в феодосийской тетради.

Стереоскопический фотоаппарат Цветаева приобрела, чтобы снимать маленькую Алю. Возможно, это был французский аппарат Verascope, позволявший отснять за один сеанс десять фотопластинок. Карточки получались объемными, трехмерными. Несколько таких карточек сохранилось, но при пересъемке и сканировании первоначальная объемность их утратилась. Самая известная из них – «с пальчиком» – была сделана в Феодосии 11 января 1914 года: «Вчера С<ережа> снял ее два раза у меня в комнате на фоне черного с розами платка. На одном снимке она улыбается, на другом смотрит задумчиво, воткнув палец в щеку и растаращив другую руку» . Сами снимали, сами проявляли и печатали. «Пока мы проявляли, она сидела у меня на коленях <…> Сейчас на окне печатаются ее карточки».

11 марта 1914 года Марина Цветаева записывает: «С<ережа> глубоко и горячо возмущен моим частым сниманием Али. – “Меня бы совершенно удовлетворила Алина карточка с пальчиком, – все остальные я свободно мог бы выбросить. Одна только карточка от Алиного детства!” – “Ну, хорошо, и оставайтесь с этой одной, а я останусь с целым альбомом”, – полусерьезно ответила я».

Альбом этот пропал в Москве в 1940-е годы. «От Алиного детства» осталось всего с десяток фотографий.

Фото: 

 

Источники:

1. Цветаева М.И. Башня в плюще // Цветаева М.И. Собр. соч. В 7 т. Т. 5. М., 1994.
2. Цветаева М.И. Письмо к Л.В. Веприцкой от 29 января 1940 г. и комментарии к нему // Цветаева М.И. Собр. соч. В 7 т. Т. 7. М., 1995.
3. Эфрон А.С. Страницы воспоминаний // Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Рождение поэта. М., 2002.
4. Цветаева М.И. Неизданное. Записные книжки. В 2 т. Т. 1. М., 2000.