Музыкальная шкатулка

Любимая музыка Марины Цветаевой

Насколько значительное место в вашей жизни занимает музыка? Будь у нас возможность задать этот вопрос Марине Цветаевой, мы бы получили еще одно неоспоримое подтверждение многогранности ее творческой натуры. Современные психологи уверяют, что личность и образ жизни человека неразрывно связаны с его музыкальными предпочтениями. Если это действительно так, то мы можем стать немного ближе к разгадке гения Марины Цветаевой.

Марина Цветаева за роялем в доме в Трехпрудном переулке. Москва, 1908
 

Марина Ивановна Цветаева обладала утонченным музыкальным вкусом и могла найти родственные своей душе мотивы в самых разнообразных жанрах от немецкого фольклора до французского шансона. Вместе с тем, сердце поэта было отдано классической музыке, любовь к которой формировалась у Цветаевой с детства.

В эссе «Мать и музыка» мы находим описание «первого знакомства», так впечатлившего юную Марину: «Мать – залила нас музыкой. (Из этой Музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда не выплыли – на свет дня!). Мать – затопила нас как наводнение» [1]; «От матери я унаследовала Музыку, Романтизм и Германию» [2].

Бетховен, Шуман, Шуберт, Моцарт – «бессмертное духовное начало» поэтического творчества Цветаевой. Они и учителя, и источник вдохновения, и отдушина в трудную минуту. «Через страдание – к радости» – эти бетховенские слова декларировала как собственное жизненное кредо: «“Через страдание – к радости” – мое первое и последнее слово на земле – и на не земле!» [3], – так описывает поэт свое восприятие последнего из титанов венской классической школы.

Детскими воспоминаниями объясняется и трепетное отношение к Фредерику Шопену, вальсы которого упоминает Марина Цветаева, рисуя в стихах романтический портрет своей польской бабушки.

Не могла остаться равнодушной Цветаева и к виртуозу Никколо Паганини, мастерство которого она ценила наравне с цыганской страстью и неповторимой напевностью испанского скрипача Пабло де Сарасате.

Что касается музыкального творчества соотечественников, то Марина Ивановна отдавала предпочтение своим современникам: Сергею Рахманинову, Александру Скрябину, Сергею Прокофьеву, Игорю Стравинскому, Дмитрию Шостаковичу. Их имена встречаются в цветаевской прозе и зачастую символично обыгрываются в поэтических произведениях. Марина Цветаева неоднократно бывала на концертах российских композиторов и любила театральные спектакли, музыкальное сопровождение к которым они писали. Шостакович отвечал взаимным интересом к творчеству Цветаевой и сочинял музыку на ее стихи.

Рассказ о музыкальных предпочтениях Марины Ивановны был бы неполным без упоминаний чешского композитора Бедржиха Сметаны, светлых и романтических песен Эдварда Грига, цыганских романсов в исполнении Анастасии Вяльцевой и, конечно же, смешных и веселых песенок в исполнении французского актера Мориса Шевалье.

На нашем сайте вы можете прослушать аудиозаписи любимых произведений Марины Цветаевой и попытаться сопоставить ее музыкальный вкус со своим.

 

Произведения:


1. Роберт Шуман.


2. Франц Шуберт.


3. Людвиг ван Бетховен.


4. Вольфганг Амадей Моцарт.


5. Фредерик Шопен.

 

 


6. Никколо Паганини.


7. Пабло Сарасате.


8. Иоганн Штраус.


9. Бедржих Сметана.

 

 


10. Сергей Рахманинов.


11. Эдвард Григ.

 

 


12. Александр Скрябин.


13. Сергей Прокофьев.

 

 


14. Игорь Стравинский.

 

 

15. Дмитрий Шостакович.


16. Анастасия Вяльцева.


17. Морис Шевалье.

 

Источники:

[1] Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 2. С. 106.
[2] Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. М.: Эллис Лак, 1994. Т. 4. С. 546.
[3] Там же. С. 473.