Календарь событий

«Разговоры по душам»: открытие 2-го сезона (2019/2020)

Иллюстрация: «Разговоры по душам»: открытие 2-го сезона (2019/2020)
Стоимость билета – 400 руб.; абонемент на 9 вечеров – 1800 руб. 12+

 

25 октября (это пятница) в 19.00 московские музыканты Екатерина Лескова (вокал) и Филипп Чельцов (фортепиано) открывают в Доме-музее Марины Цветаевой второй сезон «Разговоров по душам». Первый концерт нового сезона посвящен музыке П.И. Чайковского.

Абонемент «Разговоры по душам» – это попытка реконструировать в стенах цветаевского дома аутентичную атмосферу домашнего, камерного музицирования, составлявшего неотъемлемую часть жизни русского общества на рубеже XIX–XX столетий. Некогда имевшая огромную популярность, камерная музыка в настоящем значении этого слова сейчас звучит сравнительно редко, а впечатления современных слушателей от нее мало похожи на те восторженные отзывы, которыми пестрят воспоминания многих слушавших ее в конце XIX – начале XX века.

Совместно со слушателями (постоянными и новыми) этот проект открывает в октябре свой второй сезон – 2019/2020.

Своим циклом концертов московские музыканты Екатерина Лескова (вокал) и Филипп Чельцов (фортепиано), воспитанники Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, дают своеобразный творческий ответ на вопрос о том, какой должна быть камерная музыка, чтобы снова стать столь же любимой и притягательной, как 100 лет назад.

Во-первых, основную прелесть камерной музыки составляет атмосфера, в которой она звучит. Атмосфера эта должна сближать исполнителей и слушателей, заменяя традиционную для большого концертного зала грань между публикой и сценой более непринужденной, доверительной, практически интимной обстановкой. Не зал, а просто музыкальная комната в доме – вот помещение, в котором камерной музыке будет комфортно и привольно. Важно это по двум причинам: первая заключается в том, что камерная музыка сплошь состоит из подробностей и тонкостей, которые нужно услышать «вблизи», а не издалека, как в большом концертном зале. Вторая причина связана опять же с восприятием этих тонких музыкальных деталей: здесь слушателю необходим комфорт и спокойствие – такие, какие он скорее испытает дома или в гостях, нежели при большом скоплении народа. Расположенный на первом этаже Дома-музея Марины Цветаевой небольшой концертный зал, комфортный и уютный, с прекрасной акустикой и современным освещением, как нельзя лучше подходит для самого полного погружения в мир камерной музыки.

Во-вторых, камерная музыка должна быть понятна. Если речь идет о музыке вокальной – то в первую очередь понятны должны быть слова. В случае с музыкой зарубежных авторов и, соответственно, словами на иностранном языке – «общего представления» о смысле той или иной пьесы, которое можно угадать по названию или краткому подстрочнику, едва ли достаточно: все музыкальные «тонкости» так и останутся загадкой. Это возвращает к жизни старую (и, опять-таки, сугубо камерную по своей идее) традицию исполнения вокальной музыки в переводах – так на глазах у зрителей оживают, обретают второе рождение знакомые с детства, но «заколдованные» непонятным текстом шедевры Шуберта, Шумана, Брамса и других великих европейских композиторов. Чтобы слова были понятны, они должны быть слышны – этого помогает достичь близость слушателя и исполнителя в небольшом, камерном концертном пространстве.

Понимание музыки, конечно, не ограничивается словами, тем более если в музыке – инструментальной – таковые просто отсутствуют. Здесь ключом к музыкальным тайнам может стать непосредственное общение исполнителей с аудиторией, рассказы об исполняемой музыке, о том, какой она представляется самим исполнителям, – все это неотъемлемая часть камерного музицирования.

Ну и наконец, в-третьих, камерная музыка должна быть соответствующим образом, камерно исполнена. Многие шедевры, изначально вышедшие из сферы камерной музыки, появившись на большой сцене, обросли традициями и штампами, которые сделали их практически неузнаваемыми. «Плакатность», исполнение «широким мазком», «гиперболизация образа» – все эти очень удачно смотрящиеся на крупной концертной эстраде приемы для подлинно камерной музыкальной практики совершенно неприемлемы, хотя и часто применяются «по привычке», в силу традиции и т.д. Настоящая камерная музыка, идущая «от сердца к сердцу» и олицетворяющая в звуках общение между конкретными людьми, тонка и глубоко интимна по своей природе и совершенно чужда тех ощущений, которые возникают, например, когда строками романса «Я вас любил…» артист обращается к многотысячной аудитории.

«Разговоры по душам» будут посвящены музыке преимущественно вокальной, сконцентрированной в излюбленном русскими композиторами, исполнителями и самой широкой общественностью жанре романса (что не исключает, конечно, и других жанров, в том числе и чисто инструментальных сочинений). Каждый вечер абонемента – не просто концерт, но встреча, значительную часть которой составит, наряду с собственно музыкой, разговор о ней, о ее авторах, об эпохе, в которую она была создана, и о том, как она воспринимается сейчас. Цикл из девяти концертов-встреч, которые будут проходить в музее раз в месяц с октября по июнь, даст представление о многообразии репертуара камерной вокальной музыки, которой подвластны самые различные образы, эмоции, настроения. В программах встреч найдется место для музыки трех столетий – от первой половины XIX века до наших дней.

По сложившейся традиции, первый вечер абонемента – своеобразной антологии мировой камерной вокальной музыки – посвящен сочинениям Петра Ильича Чайковского и проходит в день памяти великого композитора.

В исполнении Екатерины Лесковой и Филиппа Чельцова прозвучат романсы, созданные Чайковским в зрелые творческие годы – годы расцвета его таланта, годы широкого международного признания. В этих произведениях – огромное разнообразие тем, образов, настроений. Это и светлый, полный весенней свежести романсовый опус на стихи К. Р., и глубоко философский, насыщенный парадоксами цикл на слова Д. Ратгауза – последнее камерно-вокальное сочинение Чайковского, нередко именуемое музыковедами его «творческим завещанием».

В отличие от симфоний, опер или балетов, камерная музыка Чайковского в наши дни исполняется сравнительно редко, да и выбор исполняемых произведений часто обусловлен их общеизвестностью. Тем не менее все романсы Чайковского – удивительные по целостности, завершенности формы, утонченной выразительности сочинения, заслуживающие самого пристального внимания, вдумчивого вслушивания и долгих размышлений. Этому как нельзя лучше способствует камерная атмосфера концерта: помимо замечательного звука, который рождается в непосредственной близости от слушателей и доходит до них во всех подробностях, у артистов есть возможность поделиться своими мыслями об исполняемой музыке, рассказать об особенностях стиля и духа каждого произведения.

Ждем вас 25 октября 2019 года в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

Тел.: +7 (495) 695 35 43

Программа абонемента «Разговоры по душам» (сезон 2019/2020)

25 октября, пятница – П.И. Чайковский

23 ноября, суббота – С.И. Танеев

14 декабря, суббота – Н.А. Римский-Корсаков

31 января, пятница – Ф. Шуберт

15 февраля, суббота – А.С. Даргомыжский

7 марта, суббота – И. Брамс

25 апреля, суббота – П.И. Чайковский

17 мая, воскресенье – М.И. Глинка

6 июня, суббота – Р. Шуман