Фондовые выставки

«Волны пасхального звона…»

Вход на выставку по билетам в музей.

Марина Цветаева родилась и росла в православной России, дед поэта был священником, в семье отмечались церковные праздники. Каким чудом для сестер Цветаевых была пасхальная ночь, «полная ожиданием часа, когда прокатится над Москвой… первый удар колокола, с колокольни Ивана Великого, – и, кидаясь в его голос… все колокола Москвы… заголосят, заликуют…»! А потом грянула революция – и Цветаева написала стихотворение о том, как «на Пасху народ не пустили в Кремль»…

Строчка из стихотворения «Пасха в апреле», написанного юной Мариной Цветаевой в 1910 году, дала название выставке:

Звон колокольный и яйца на блюде
Радостью душу согрели. 
Что лучезарней, скажите мне, люди, 
Пасхи в апреле?

……………………………………. 

В небе, как зарево, вешняя зорька, 
Волны пасхального звона… 

События Евангельской истории, отраженные в церковных праздниках, – Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово – представлены в творчестве Марины Цветаевой московского периода (1910–1922). Впервые эта сложная тема цветаевской поэзии получила свое воплощение в музейном пространстве дома. Именно здесь, в окружении московских храмов Арбатской части, представленных в фототипиях из альбома Н.А. Найденова, прошли годы становления поэта Марины Цветаевой. В этом доме были созданы известные произведения: «Канун Благовещения» (1916), «Стихи о Москве» (1916), «С вербочкою светлошёрстой» (1918), «Между воскресеньем и субботой…» (1919), «Стихи к Блоку» (1921). 

Истоки глубокого осмысления темы, затрагивающей отношения поэта с Православной верой и Церковью, – в осознании неразрывной связи со священническим родом Цветаевых, с традициями не только родительского дома, но и дома Добротворских в Тарусе. Милые открытки-письма с поздравлениями «Христос воскресе!», адресованные Елене Добротворской, ее отцу священнику Александру и детям, вызывают теплые воспоминания об этих тарусских родственниках, которые согрели рано осиротевших сестер Цветаевых. Неожиданно по-новому воспринимаются здесь так хорошо знакомые всем страницы «Воспоминаний» Анастасии Ивановны Цветаевой, представленных вторым изданием 1974 года с авторской правкой. 

Трагические события в жизни страны начала XX века в стихах поэта получили преломление в контексте крестных страданий Христа и Его воскресения: 

Так, Господи! И мой обол 
Прими на утвержденье храма. 
Не свой любовный произвол 
Пою – своей отчизны рану.

……………………………. 

Днепром разламывая лед, 
Гробо́вым не смущаясь тесом, 
Русь – Пасхою к тебе плывет, 
Разливом тысячеголосым.

1921   

Образному восприятию этой волнующей темы в творчестве Марины Цветаевой помогает ряд произведений прикладного искусства и иконописи XIX – начала XX века из частных собраний: «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие Христово», «Воскресение Христово», «Великомученик Пантелеимон» и несколько образов Божией Матери: «Иверская», «Смоленская», «Взыскание погибших», с каждым из которых связаны важные моменты жизни и творчества Марины Цветаевой. Отдельные иконы представлены в большом напольном киоте, принадлежавшем Анастасии Ивановне Цветаевой. 

Завершением и своеобразным итогом выставки стал мемориальный комплекс, включающий письма Марины Цветаевой (Чехия, Вшеноры, 1925; Франция, 1937) и Сергея Эфрона (Франция, 1927). Эти автографы, сохранившиеся от эмигрантского периода жизни, были написаны в пасхальные дни, о чем свидетельствуют поздравительные слова: «Христос воскресе!» 

Чудом сохранилось хрупкое куриное яйцо, расписанное Ариадной Эфрон, дочерью поэта, в начале 1970-х годов. Оно было подарено ею Елене Коркиной, в 2013 году опубликовавшей детские дневники Ариадны 1919–1921 годов. Из этих трогательных записей, составленных маленькой Алей, узнаем о ее совместных с матерью посещениях ночной пасхальной службы… 

Молитвенницей за семью Цветаевых-Эфрон стала сестра поэта, Анастасия Ивановна, прошедшая долгий и нелегкий жизненный путь. Переписанные ее рукой в годы сибирской ссылки церковный календарь (месяцеслов) и молитвы Божией Матери и святым свидетельствуют о глубокой вере этой незаурядной женщины. 

Особого внимания в контексте заявленной темы заслуживает представленная на выставке копия церковного разрешения на заочное отпевание Марины Цветаевой. Этот документ, выданный в 1990 году, свидетельствует о том, что Церковь воспринимает Цветаеву не как самоубийцу, а как жертву страшного времени и трагических обстоятельств. И итогом-посвящением звучат стихотворные строки Марины Цветаевой, обращенные к ее старшим современникам, свидетелям и участникам перелома эпохи:   

Поколенью с сиренью 
И с Пасхой в Кремле, 
Мой привет поколенью 
По колено в земле,

……………………….. 

Только душу и спасшим 
Из фамильных богатств, 
Современникам старшим –
Вам, без равенств и братств,

…………………………… 

Вам, в одном небывалом 
Умудрившимся – быть, 
Вам, средь шумного бала 
Так умевшим – любить!

1935 

Ждем вас с 19 апреля 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1. 

Справки по тел.: 8-495-695-35-43

Фотоальбом выставки