Письма М.А. Цветаевой -
В.Ю. Зограф-Плаксиной
При копировании статьи или любых ее частей ссылка на сайт Дома-музея Марины Цветаевой обязательна!
Публикация начальника экспозиционно-выставочного отдела Н.Б. Шаинян
Несколько лет назад в Дом-музей Марины Цветаевой обратились за консультацией сотрудники Российской государственной библиотеки по искусству. В фонды библиотеки поступило собрание, в котором, среди прочего, были изящные открытки с портретами европейских композиторов и текстами, под которыми стояло известное каждому имя – М. Цветаева. Мы с большим интересом отправились смотреть на раритеты.
Открытки, числом четыре, относились к зиме 1900–1901 года – тому времени, когда семья профессора Цветаева живет в Трехпрудном переулке и еще не чует несчастья, ждущего всех меньше чем через два года. Осенью 1902 года у жены профессора врачи обнаружат туберкулез, и это заставит ее вместе с детьми покинуть дом и Москву на три последующих года, для лечения в Европе. А пока семья вместе – Иван Владимирович и Мария Александровна, его дети от первого брака Валерия и Андрей, и дочки от второй жены Марина и Анастасия. Марина, которую в семье в раннем детстве зовут Мусей, уже второй год учится в Музыкальном общедоступном училище В.Ю. Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке. Необыкновенно одаренная музыкально, она предмет гордости матери, прекрасной пианистки, лелеющей надежду вырастить из дочери профессиональную исполнительницу. Открытки были написаны матерью и подписаны фамилией по мужу – М. Цветаева, а адресованы они основательнице школы Валентине Юрьевне Зограф. Окончив консерваторию, она не могла продолжать концертную деятельность и основала вместе с мужем, скрипачом Большого театра Александром Леонтьевичем Плаксиным, детскую музыкальную школу, из которой ныне выросло Академическое музыкальное училище при Московской Консерватории, располагающееся неподалеку от места своего основания, в Мерзляковском переулке. Школьный концерт из отрывков классических произведений, увиденный Мариной Цветаевой в шестилетнем возрасте в этой школе, стал одним из самых сильных впечатлений детства и много позже описан ею в знаменитой прозе «Мой Пушкин». Чуть позже и сама Марина участвовала в ученических концертах.
Открытки, чьи копии Библиотека по искусству любезно предоставила нашему музею, представляют интерес в двух отношениях. Во-первых, это подробности той частной, милой, домашней жизни, о которой мы знаем сегодня весьма немного. Во-вторых, от рано ушедшей из жизни марининой матери осталось на земле совсем немного: случайно уцелевший юношеский дневник в несколько страниц (РГАЛИ), и эти, тоже чудом сохранившиеся, открытки. Образец ее почерка, портреты композиторов на открытках, которые она выбирала и надписывала, имеют особую ценность. Открытки свидетельствуют о теплых отношениях между семьями, в них упоминаются дочери адресатки, а также Тетя – Тьо, как ее звали в семье, гувернантка Марии Александровны, заменившая ей мать, утраченную в младенчестве, и ставшая впоследствии мачехой, Сусанна Давыдовна Мейн.
Даты в открытках, конечно, по старому стилю. Интересно отметить, что посылались они не по почте, а, вероятно, с посыльным, или с домашней прислугой.
Открытка 1:
Автограф черными чернилами на лицевой стороне почтовой карточки. Слева – цветное погрудное изображение композитора, портрет в полупрофиль, в черном сюртуке Ф. Листа и надпись Franz von Liszt
17 ноября 1900
Дорогая Валентина Юрьевна, сегодня я посылаю Мусю только на урок solfeggio, так как я всю эту неделю была больна инфлюэнцой и Муся потому не играла вовсе. Solfeggio она кое как выучила и на урок явиться все таки может. Если вы будете так добры, прослушайте только сонатину и этюд наизусть – больше она ничего не играла. Сегодня она при мне усердно повторяла сонатину и этюд. С завтрашнего дня начну снова заниматься с ней. Крепко целую вас. Привет Александру Леонтьевичу и девочкам. Ваша М.Ц.
Открытка 2:
19 8/I 01 (8 января 1901 г.)Автограф черными чернилами на лицевой стороне почтовой карточки. Справа – цветное погрудное изображение композитора Р. Вагнера, портрет в полупрофиль, в бархатном берете и надпись Richard Wagner.
Открытка 3.
Автограф черными чернилами на лицевой стороне почтовой карточки. Слева – цветное погрудное изображение композитора Г. Генделя, портрет в полупрофиль в пудреном парике и голубом камзоле. Надпись Georg Friedrich Händel.
Дорогая Валентина Юрьевна, посылаю Вам одну контрамарочку обратно, так как кроме меня с Марусей никто поехать сегодня не может. Может быть, Вы успеете еще передать ее кому-нибудь. Сердечно целую Вас. Преданная Вам М. Цветаева
1го февраля 1901
Открытка 4.
Автограф черными чернилами на лицевой стороне почтовой карточки. Слева – цветное погрудное изображение композитора К.М. Фон Вебера, портрет в полупрофиль в зеленом сюртуке. Надпись C.M. von Weber.
Христос Воскресе, дорогая Валентина Юрьевна! От души желаю вам и всей вашей милой семье здоровья, радости и счастья! Искренне любящая вас М. Цветаева. 1го апреля 1901 года.