Клуб поэзии. Мацуо Басё и его школа. «Шепчет осенний дождь…»
12+
12 сентября (это четверг) в 19.00 Клуб поэзии проведет свое первое заседание в новом сезоне 2024/25 года. Оно будет посвящено одной из вершин классической японской поэзии – поэзии в жанре хайку, заново созданном Мацуо Басё (1644–1694) и его учениками.
В Японии, в эпоху Эдо, среди высочайших достижений культуры выделяется поэзия. Вместе с живописью, рисунком тушью, искусством икэбаны и чайной церемонией расцвели такие поэтические формы, как классические трехстишия хайку и пятистишия танка.
Басё жил в эпоху перехода от междоусобиц к самодержавному правлению (сёганат), эпоху полицейского произвола, сословного общества и тотальной коррупции, но одновременно и высокого уровня образования в различных сословиях. Заимствованный из Древнего Китая термин бундзин – «человек культуры», сродни понятию «творческая интеллигенция», пришел в Японию именно тогда, в больших городах – Эдо, Осака и Киото.
В начале 80-х годов XVII века жанр хайку, известный чуть ли не с Х века, был реформирован, превратился из развлекательного в серьезный. Благородный в простоте отточенных форм, философский по степени обобщения и предельно личностный по степени искренности. Это произошло благодаря талантам Мацуо Басё и поэтов его школы. Они на 300 лет заняли главные позиции в японской поэзии.
Следуйте природе, сумейте сдружиться с четырьмя временами года, призывал Басё своих последователей. И сам беззаветно следовал этому принципу. «Ничего другого не видит художник, кроме цветов, ни о чем не думает он, кроме луны». Поэт прожил жизнь в бедности, отец одного из учеников поэта подарил ему маленькую хижину, возле которой Басё посадил банановое дерево. По-японски – басё. Отсюда – третий псевдоним поэта, под которым он и вошел в мировую историю культуры.
Мацуо Басё (ранее носил имена Дзинитиро, Синитиро и Тюэмон) родился в провинции Ига, был сыном небогатого самурая, совмещавшего военную службу и преподавание каллиграфии. Мальчик с 9 лет служил при дворе местного феодала, ознакомился, среди прочего, с классической китайской и японской литературой. После безвременной кончины своего сюзерена молодой поэт стал монахом – возможно, чтобы не быть обязанным служить. Переехал в Киото, затем в столицу, в город Эдо, где основал свою школу (тогда его псевдоним был – Тосэй). Первую книгу Басё опубликовал в 36 лет, в нее вошли его хайку и произведения учеников. К тому времени поэт досконально изучил учение и практику дзэн-буддизма, его литературным кумиром был великий китайский поэт Ли Бо. Впоследствии большую часть жизни Басё провел в странствиях. Основными произведениями его в эти годы стали дневники путешествий, где проза соседствовала со стихами, а также живопись – картины природы и тех мест, где он побывал.
Ко времени кончины у Басё было около 2000 учеников. Уже в ХIХ веке указом императора ему было даровано почетное звание «Божество летучих звуков».
На нашей встрече мы попробуем приоткрыть некоторые секреты поэтического мастерства Басё, угадать, в чем отличие стиля его хайку от творчества учеников и последователей. Это тем более интересно, что Басё – самый известный и самый издаваемый японский поэт в России. Хотя и очень трудно переводимый!
О, забытый пруд...
Прыгнула лягушка.
Круги в тишине.
Неизменный девиз Клуба поэзии: «Безграничная любовь к поэзии + дружелюбие».
Контактная информация:
Телеграм https://t.me/physpoetryclub
ВКонтакте https://vk.com/public168714527
YouTube https://www.youtube.com/c/КлубПоэзии.
Официальный сайт Клуба https://semenova48.wixsite.com/physpoetryclub.
Электронная почта: physpoetryclub@gmail.com
Продолжительность вечера – 2 часа.
Ждем вас 12 сентября 2024 года в концертном зале Дома-музея Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.
Тел.: +7 (495) 695 35 43