Календарь событий

Абонемент камерной вокальной музыки «Разговоры по душам»

Стоимость билета – 400 руб.; абонемент на 9 вечеров – 1800 руб.

 

Вечер восьмой. Роберт Шуман. «Мирты»

25 мая (это суббота) в 19.00 в концертном зале Дома-музея Марины Цветаевой состоится очередная, восьмая встреча из абонементного цикла вечеров камерной вокальной музыки «Разговоры по душам». Исполнители – Екатерина Лескова (меццо-сопрано) и Филипп Чельцов (фортепиано). 12+

На самом пике весны – в последние майские выходные – авторы абонемента камерной вокальной музыки «Разговоры по душам» предлагают вновь побеседовать о творчестве Роберта Шумана, творчестве, в котором значительнейшую роль играет камерность и далеко не последнюю – весна.

Анонсируемый здесь концерт можно назвать «концертом одного произведения». Подобно выставкам одной картины, устраиваемым в случае исключительной художественной выразительности отдельного полотна, произведение в этот вечер прозвучит экстраординарное, стоящее особняком среди всей вокальной музыки Шумана. Это «Мирты» – вокальный цикл из 26 песен, самый масштабный представитель своего жанра в творчестве композитора. Возможно, именно в силу своей протяженности «Мирты», в отличие от других шумановских циклов (например, тех, о которых разговор шел в марте), исполняются целиком крайне редко. Тем более интересно услышать этот цикл без купюр – и к тому же на русском языке.

В «Миртах» поражает эстетическое разнообразие: литературная композиция цикла, составленная из творчества очень разных по духу и стилю поэтов, порождает не меньшее разнообразие и в музыке. Так, рядом с лирикой – не только любовной, но и во многом философской – здесь можно встретить и песни-игры, и жанровые сценки, и даже музыкальные стилизации. При рассмотрении отдельных песен цикла создается впечатление, что собрать все эти «пестрые листки» воедино едва ли возможно, но стоит лишь услышать «Мирты» целиком – и за гением Шумана-композитора отчетливо ощущается гений Шумана-драматурга, собравшего из столь разрозненного материала воистину совершенный песенный венок.

За прошедшие почти два столетия пристальное исполнительское внимание не один раз касалось практически каждого шумановского сочинения, таким образом, отдельные песни из «Миртов» уже стали широко известны. Например, «Орешник», наряду с «Я не сержусь» из «Любви поэта», стал чуть ли не самым знаменитым романсом композитора, а без «Посвящения», открывающего «Мирты», играющего в цикле важнейшую роль своеобразного зачина, не обходится практически ни один вечер песен Шумана. Однако далеко не каждый знает, какую удивительную арку – музыкальную, поэтическую, смысловую – составляет с начальным «Посвящением» заключение цикла. А сколько еще таких тайн хранят в себе страницы этой, по существу, простой и ясной музыки: стоит только вслушаться в нее – и все они раскрываются радостью новых творческих открытий.

Свой путь к этим открытиям Екатерина Лескова (меццо-сопрано) и Филипп Чельцов (фортепиано) предложат 25 мая 2019 года в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1

Тел.: +7 (495) 695 35 43

 

Абонемент «Разговоры по душам» – это попытка реконструировать в стенах цветаевского дома аутентичную атмосферу домашнего, камерного музицирования – неотъемлемой части жизни русского общества рубежа XIX–XX столетий. Некогда имевшая огромную популярность, камерная музыка в настоящем значении этого слова сейчас звучит сравнительно редко, а впечатления современных слушателей от нее мало похожи на те восторженные отзывы, которыми пестрят воспоминания многих слушавших ее в конце XIX – начале XX века.

Своим циклом концертов московские музыканты Екатерина Лескова (меццо-сопрано) и Филипп Чельцов (фортепиано), воспитанники Московской консерватории имени П.И. Чайковского, дают своеобразный творческий ответ на вопрос о том, какой должна быть камерная музыка, чтобы снова стать столь любимой и притягательной, как 100 лет назад.

«Разговоры по душам» посвящены музыке преимущественно вокальной, т.е. любимому всеми жанру романса, однако в программу включены, конечно, и инструментальные сочинения. Каждый вечер абонемента – не просто концерт, но встреча, значительную часть которой составит, наряду с собственно музыкой, разговор о ней, – без таких разговоров никогда не обходилось настоящее камерное музицирование.

Программа вечеров (2018/2019):

Первые два вечера абонемента, которые состоялись в субботу, 27 октября и в воскресенье, 25 ноября, были посвящены двум величайшим представителям московской композиторской школы, оставившим крупное романсовое наследие – Петру Ильичу Чайковскому (к 125-летию со дня смерти) и его ученику Сергею Ивановичу Танееву (ко дню рождения).

Следующие две встречи будут ознаменованы премьерами двух вокальных циклов композитора и пианиста Филиппа Чельцова на стихи ленинградских поэтов – «Сосны» на слова Глеба Семенова (пятница, 14 декабря) и «Пятьдесят лет лирики» на слова Олега Шестинского (уже в новом, 2019 году, 19 января, в субботу, к 90-летию со дня рождения поэта).

Февральский концерт (среда, 13 февраля) представит собой краткую антологию романса и песни в творчестве композиторов петербургской школы, будут звучать произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина.

Первый весенний вечер абонемента в четверг, 7 марта, в преддверии Международного женского дня, будет посвящен двум знаменитым вокальным циклам Роберта Шумана – «Круг песен» на слова Й. Эйхендорфа и «Любовь и жизнь женщины» на слова А. Шамиссо. Еще один не менее знаменитый, но редко исполняемый вокальный цикл композитора – «Мирты» – составит собой весь концерт в субботу, 25 мая.

Месяцем ранее, в четверг, 25 апреля, в день рождения Петра Ильича Чайковского будет исполнена еще одна программа из произведений великого классика русской музыки, включающая в себя самые яркие и выразительные страницы среднего (зрелого) периода творчества художника.

Наконец, заключительный вечер абонемента придется на четверг, 6 июня. В знаменательный Пушкинский день будет исполнен вокальный цикл Ц.А. Кюи «25 стихотворений А.С. Пушкина», а также некоторые другие сочинения композитора на стихи великого поэта.