Календарь событий

«…mecum porto». Выставка картин Татьяны Нешумовой

Вход свободный.

С 3 по 13 апреля 2018 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдет выставка работ Татьяны Нешумовой «…mecum porto». Вернисаж состоится 5 апреля (это четверг) в 18.30. Приглашаются все желающие!

Татьяна Нешумова – филолог, текстолог, поэт – и вообще литератор; «художеству» она никогда не училась. Но вдруг начала им заниматься – и занимается активно, с видимым удовольствием. «Картинки на картонках» (или на оргалите), написанные то маслом, то гуашью или акрилом, не хотят укладываться в жесткие границы графического или живописного отсеков; можно сказать, что любопытство (неофитское?) к поведению материала заставляет видовые характеристики мигрировать и дребезжать. Точно так же дребезжат привычные иерархии: например, «не у дел» оказывается академическое разделение искусства на профессиональное и – вот какое? – самодеятельное? наивное? Но совсем не вяжется с наивностью минималистский артистизм (наивное сознание всегда стремится заполнить пространство); и самодеятельности не наблюдается, напротив – уверенный штрих, композиционная свобода и безошибочное чувство цвета. Наверное, от природы, – но и культурное многознание тоже, вероятно, способно повлиять на технический процесс.

К культуре автор «припадает» наглядно; источниками картин часто служат музейные полотна. Конечно, это можно воспринять как ученический поклон – своего рода «рисование с гипсов»: но рисование вольное, порой радикально перетолковывающее исходную матрицу. Мировое искусство видится не как набор приемов и правил и не в том смысле, в котором «самодеятельному» предписано цепляться за хвост «профессионального» и ему подражать. Оно просто «работает натурой» – а натура есть материал для действий: ее перекраивают, фрагментируют, ей меняют тон. Личный выбор – решить, что в реплике исчезнет, а что останется, и останется ли узнаваемым.

В самой вероятности отнестись к культурно опосредованному мотиву как к тому, что дано в собственном ощущении и как бы впервые, есть проблема. Понятно, что «первоначального» не существует вовсе: даже городские (итальянские) пейзажи, увиденные непосредственно, уже имеют некий образ, непосредственность корректирующий – за ними неизбежно возникает пласт художественных ассоциаций. Как раз с пейзажами проблема получает и дополнительные измерения – сам жанр давно утерял мотивировки собственной онтологии, потому что и видимый мир утерял новизну и событийность, и его мелькающие кадры не успевают отвердеть в индивидуальных рефлексиях: такая скорость, такая динамика «проезда».

С одной стороны, работы Татьяны Нешумовой – «легкие»: в них нет утвердительного напора; прогулки осуществляются неторопливо. С другой – даже беглое рисование есть процесс, чья длительность позволяет почти тактильно, через рисуночный жест, сделать чужое – своим. Чья-то фотография, став источником портрета, утрачивает видовую мимолетность; и ведута преодолевает искус туристических поверхностных ракурсов, и композиции «старых мастеров» преобразуются сквозь всю историю трансформаций изобразительного языка – в том, как очевидна эта история, отчасти и состоит личный взгляд автора. Очень ясный взгляд.

Галина Ельшевская

Ждем вас 5 апреля 2018 года на вернисаже в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1. Посетить выставку можно и раньше, экспозиция будет доступна зрителю с 3 апреля.

Тел.: +7 (495) 695 35 43