Календарь событий

«По направлению к новой реальности»: вечер фортепианной музыки

Стоимость билета 400 руб., льготного – 300 руб.

8 декабря (это пятница) в 19.00 в Доме-музее Марины Цветаевой состоится вечер фортепианной музыки. Исполнитель – лауреат международных конкурсов Елена Тарасова.

«Не нужно слушать чьего-либо совета, только совет ветра, который напевает историю мира…» – так говорил Клод Дебюсси, французский композитор, дирижер, музыкальный критик, один из ведущих представителей импрессионизма в музыке. Возможно, само определение «импрессионизм» казалось ему слишком узким для его стремлений, поисков и открытий в пространстве звука. «Я пытаюсь найти новые реальности», – говорил он.

«По направлению к новой реальности» – так называется анонсируемый здесь вечер фортепианной музыки. В этой программе запечатлен момент перехода к импрессионизму от предшествующих ему направлений и традиций – и, разумеется, представлена красота импрессионистической палитры. Пространством возникновения и существования музыкального импрессионизма всегда была Франция – потому программа продолжительностью 1 час посвящена французской музыке.

Концерт откроют сочинения Флорана Шмитта (1870–1958), будущего последователя музыкального импрессионизма Клода Дебюсси. Пьесы из цикла «Вечера» – ранний опус Шмитта, написанный в романтической традиции. Продолжат программу сочинения Лили Буланже (1893–1918). В свой короткий век Буланже, наряду с Флораном Шмиттом и Клодом Дебюсси, стала обладательницей Большой Римской премии – престижной награды в области искусств. Представленные в программе пьесы написаны во многом под влиянием музыкального языка ее учителя, Габриэля Форе, однако в этих пьесах есть и предвосхищение новых направлений.

Далее прозвучит цикл трогательных, юмористических, хрупких, очаровательных миниатюр – сюита «Детский уголок» Клода Дебюсси (1862–1918), посвященная «моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует». Еще один опус Дебюсси, продолжающий программу, – пьеса «Остров радости», вдохновленная картиной Антуана Ватто «Отплытие на Цитеру» – возможно, единственное столь сильное утверждение радости, света, счастья в творчестве композитора.

Черты импрессионизма были свойственны Шарлю Кёклену (1867–1950) скорее в ранний период творчества. Влияние его учителя Габриэля Форе, дружба с Флораном Шмиттом, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем, широта интересов – все это позволило Кеклену работать со множеством и во множестве стилей, создавая свой неповторимый музыкальный язык. Творческие параллели с его друзьями-импрессионистами мы можем наблюдать в цикле «Paysages et marines», пьесы из которого прозвучат в программе.

Концерт завершают сочинения Мориса Равеля (1875–1937). Его цикл «Отражения» создавался в эпоху, когда импрессионизм как стиль уже исчерпывал себя. Хореографическая поэма «Вальс», завершенная в 1920 году, по мнению многих исследователей, близка к романтической традиции. «Я задумал этот Вальс как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря», – скажет сам композитор.

Исполнитель: лауреат международных конкурсов, артист YNOFF Agence Art Consulting (Франция), автор идей и художественный руководитель ряда музыкальных проектов, преподаватель Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член World Piano Teachers Association, член Международного союза музыкальных деятелей Елена Тарасова (фортепиано).

Программа концерта:

Ф. Шмитт

Пьесы из цикла «Вечера», op. 5 (1896) в первоначальной авторской версии для фортепиано соло: «Мечтая»; «После лета»; «На волне» 

Л. Буланже

«Старый сад» (1914)

«Светлый сад» (1914)

К. Дебюсси

Сюита «Детский уголок» (1906–1908): «Doctor Gradus ad Parnassum», «Колыбельная слона», «Серенада кукле», «Снег танцует», «Маленький пастух», «Кукольный кэк-уок» 

«Остров радости», L. 106 (1904)

Ш. Кёклен

Из цикла «Paysages et marines», op. 63  (в первоначальной версии для фортепиано соло)  (1917): «На скале»; «Песня цветущих яблонь»; «В полях»

М. Равель

Из цикла «Отражения» (1904–1905): «Печальные птицы»; «Долина звонов»

Хореографическая поэма «Вальс» (1920)

Ждем вас 8 декабря 2017 года в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1.

Тел.: +7 (495) 695 35 43